Академические свободы. Правовой статус педагогических работников Правовой статус педагогических работников высшего образования

Академические свободы. Правовой статус педагогических работников Правовой статус педагогических работников высшего образования

22.04.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.

1. Общие положения

2. Академические права и свободы

3. Трудовые права и социальные гарантии

4. Рабочее время

5. Повышение квалификации

6. Обязанности

7.Ответственность

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., Трудовым Кодексом РФ в ред. От 30.07.2006 г. № 90-ФЗ, постановлением правительства РФ от 30.04.2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 года №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 года № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

1.2.Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

1.3.Согласно закону об образовании «педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.

1.4.Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Квалификационные требования и профессиональные стандарты указываются в должностных инструкциях педагогических работников.

2.АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.

2.1. Педагогические работники обладают правом свободы преподавания, свободного выражение своего мнения, свободой от вмешательства в профессиональную деятельность.

2.2. Педагогические работники свободны в выборе и использовании педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

2.3. Педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

2.4. Педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой школы и в порядке, установленном законодательством об образовании.

2.5. Педагогические работники имеют право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ школы.

2.6. Педагогические работники имеют право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.

2.7. Педагогические работники имеют право на бесплатное пользование и доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами школы, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической деятельности.

2.8. Педагогические работники имеют право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном российским законодательством и локальными нормативными актами.

2.9. Педагогические работники имеют право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к организации и обеспечению учебного процесса школы.

2.10. Педагогические работники имеют право на объединение в общественные профессиональные организации.

2.11. Педагогические работники имеют право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

2.12. Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работни

2.13.Академические права и свободы педработников должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений.

3.Трудовые права и социальные гарантии

3.1.Педагогические работники пользуются следующими трудовыми правами и гарантиями: в право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

3.2.За субъектами Российской Федерации законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, привлекаемых к педагогической деятельности (молодым специалистам).

3.3.Согласно закону об образовании в оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленный по состоянию на 31 декабря 2012 года

4.Рабочее время

4.1.В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная (подготовка и проведение работы с учащимися, родителями, общественностью, участие в собраниях, совещаниях, дежурство и т.д.), диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

4.2.В статье 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. Рабочее время педработника складывается из нормируемой и ненормируемой частей. Норма часов учебной работы за ставку заработной платы установлена в астрономических часах – 18 часов, таким образом, перерывы между занятиями, при 45-минутном уроке, являются рабочим временем учителя, которое он использует на дежурство (присмотр за детьми в кабинете), подготовку к следующему уроку, в том числе проветривание кабинета, организацию питания детей, воспитательную, индивидуальную и.т.п. работу. Ставка заработной платы выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных должностными обязанностями и квалификационными характеристиками.

4.3.Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

4.4.Нерегулируемая часть рабочего времени выполняется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки планами работы школы на год, месяц, планами МО, планами классного руководителя, календарным графиком и т.д. установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, за исключением нормы времени для дежурств во время образовательного процесса.

4.5.Режим рабочего времени и отдыха определяется трудовым договором, локальными нормативными актами, графиками работы и расписанием занятий.

5. Повышение квалификации

5.1.Педагогическим работникам имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической работы не реже чем один раз в три года.

6.Обязанности

6.1..Педработник, обладая определенными правами, несет и определенные обязанности, в т.ч. он должен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

6.2..При этом он обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

6.3.Педработник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.

6.4.Конкретные должностные обязанности по профилю педагогической работы устанавливаются должностной инструкцией.

6.5.Педагогическому работнику запрещается:

  • оказывать платные образовательные услуги обучающимся образовательной организации, в которой он работает;
  • использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

7.Ответственность

7.1.Неисполнение или ненадлежащее исполнение педработниками своих должностных обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

7.2.Педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.

7.3.Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства, в акт вносятся изменения в установленном порядке.

Важной составляющей правового статуса педагогических работников являются их академические права и свободы.

Понятие академических свобод достаточно широко распространено в современных европейских государствах и США. Академическая свобода понимается в первую очередь как право профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательских работников и студентов свободно проводить научные исследования, а также свободно распоряжаться информацией, полученной в процессе таких исследований.

Существует Международное неправительственное объединение «Академия за академические свободы». Оно сформулировало два основных принципа академических свобод:

  • как внутри, так и за пределами учебного заведения или научно-исследовательской организации допускается полная свобода ставить любые вопросы и стремиться к истине, в том числе по поводу противоречивых и непопулярных взглядов, независимо от того, задевает кого-либо та или иная точка зрения;
  • учебные заведения и научно-исследовательские организации не имеют права ограничивать академические свободы для своих штатных сотрудников, а также использовать их публичные заявления в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения 1 .

Академические свободы вытекают из специфики научной и преподавательской деятельности. Они необходимы для обеспечения надлежащей защиты педагогических и научных работников от избыточного давления со стороны государственных структур. Академические свободы направлены на то, чтобы преподаватель имел возможность самостоятельно выбирать программы и методики обучения, свободно выражать свое мнение, свободно участвовать в научных исследованиях и т.д. Помимо этого академические свободы предусматривают право педагогов на бесплатное пользование информационными ресурсами и право на участие в управлении образовательными организациями.

При этом пользование академическими свободами не должно нарушать прав и законных интересов других лиц, норм действующего российского законодательства, а также требований профессиональной этики педагогических работников.

Academics for academic freedom [Электронный ресурс]: http://www.afaf.org. uk/ (Дата обращения: 23.12.2016)

В Российской Федерации педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

  • 1. Свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность.
  • 2. Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.
  • 3. Право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
  • 4. Право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.
  • 5. Право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ.
  • 6. Право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.
  • 7. Право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 8. Право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами.
  • 9. Право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации.
  • 10. Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации.
  • 11. Право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  • 12. Право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
  • 13. Право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;



7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

педагогический работник право обязанность

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами в пределах, установленных Федеральным законом об образовании:

  • - право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своих мнений в отношении организации - работодателя или образовательной системы, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • - свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения, воспитания и оценки освоения обучающимися программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей;
  • - право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;
  • - выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • - участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы организации - работодателя;
  • - беспрепятственный доступ к учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательного процесса, необходимым для качественного осуществления профессиональной деятельности;
  • - бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, доступ к информационно-коммуникационным сетям, спутниковым каналам и базам данных, необходимым для преподавательской, научной или исследовательской деятельности;
  • - право на условия труда, в максимальной степени, способствующие эффективной преподавательской и воспитательной работе, научной и исследовательской деятельности, обеспечивающие возможность качественного выполнения профессиональных задач;
  • - бесплатный доступ к пользованию услугами учебных, учебно-методических, научных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений организации - работодателя;
  • - право на осуществление научной, научно-технической, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством и (или) локальными нормативными актами организации - работодателя;
  • - участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах самоуправления в порядке, определяемом уставом этой организации;
  • - участие в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;
  • - право на объединение в общественные профессиональные организации, педагогические сообщества в формах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • - занятие индивидуальной педагогической деятельностью, в том числе за плату, при условии, если такая деятельность осуществляется во внерабочее время .

Академические права и свободы не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательного процесса. Академической свободе корреспондирует обязанность использовать ее добросовестно и в соответствии с профессиональным долгом педагогического работника, направленным на решение современных задач, стоящих перед обществом, обеспечение сохранения исторического и культурного наследия.

Трудовые и социальные права и гарантии .

Педагогические работники имеют следующие трудовые и социальные права и гарантии :

  • 1) Право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Также педагогические работники имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы;
  • 2) Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации. Педагогическим работникам Трудовым кодексом РФ определено право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (ст. 334 ТК РФ). Его продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». В зависимости от вида образовательного учреждения, осуществляющего образовательный процесс, и должности, занимаемой педагогическим работником, продолжительность такого отпуска колеблется в диапазоне от 42 до 56 календарных дней. Для получения удлиненного отпуска работники должны иметь стаж работы, дающий право на такой отпуск, именно по специальности и в учреждении, указанном в Приложении к Постановлению Правительства РФ N 724. В соответствии со ст. 122 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику за каждый рабочий год .
  • 3) Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. О длительном отпуске педагогических работников урегулировано в ст. 335 ТК РФ и в ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Названными законами установлено, что Порядок и условия предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. Существует Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, которое утверждено Приказом Минобразования России от 07.12.2000 N 3570 и согласовано с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ. Его действие распространяется только на педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношении которых оно осуществляет полномочия учредителя . Данное Положение может использоваться в качестве примерного для разработки в муниципальных образованиях порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска. Очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы необходимо предусмотреть в положениях либо уставах образовательных учреждений. Право на длительный отпуск возникает у педагогического работника при одновременном соблюдении двух условий: работы в определенной должности и наличия непрерывного стажа в этой должности. Как и любой другой отпуск, длительный отпуск предоставляется педагогу по его заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения. Длительный отпуск может предоставляться педагогу в любое время при условии, что это не отразится на деятельности образовательного учреждения отрицательно. Нужно знать, что длительный отпуск педагогического работника - это отпуск без сохранения заработной платы, если учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, в котором работает педагог, не предусмотрено иное.Находясь в отпуске, работник имеет ряд гарантий, о которых работодатель не вправе забывать:
  • 1. За работником в установленном порядке сохраняется место работы (должность);
  • 2. За педагогом в установленном порядке сохраняется педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов);
  • 3. Не допускается перевод педагога на другую работу, а также увольнение по инициативе работодателя, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения ;
  • 4. Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных листком временной нетрудоспособности, или по согласованию с руководителем образовательного учреждения переносится на другой срок.
  • 4) Повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации установлено в статьях 22, 197 Трудового кодекса РФ, однако механизм реализации этого права должен определяться в соответствующих федеральных законах, иных нормативных правовых актах. В настоящее время государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет для научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, согласно ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" . Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) также предусматривает, что повышение квалификации научно-педагогических работников государственного высшего учебного заведения и государственных научных учреждений и организаций системы высшего и послевузовского профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, высших учебных заведениях, а также в ведущих российских и иностранных научных организациях.
  • 5) Право на аттестацию на квалификационную категорию. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 (далее - Порядок аттестации), вводится в действие с 1 января 2011 года. Принятию нового Порядка аттестации предшествовала длительная работа специалистов Профсоюза, в том числе в рамках специально созданной рабочей группы Министерства образования и науки РФ, по определению и согласованию видов, подходов, механизмов проведения аттестации, а также категорий работников, в отношении которых проводится аттестация .
  • 6) Право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. В соответствии с п. 8 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" компенсация за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий выплачивается педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях совершенствования и организации учебного процесса в размере:
    • - 150 руб. - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
    • - 100 руб. - в других образовательных учреждениях. Компенсация в иных размерах может выплачиваться педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, по решению органа государственной власти соответствующего субъекта, а также педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления .

Порядок выплаты компенсации установлен в Письме Минобразования России от 25.11.1998 N 20-58-4046/20-4 "О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений". В нем сказано, что денежная компенсация за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться ежемесячно педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим на условиях совместительства при условии, если по основному месту работы они не имеют права на ее получение.

  • 7) Право на досрочное назначение трудовой пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 8) Первоочередное предоставление жилой площади в случае признания работника, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • 9) Бесплатное предоставление услуг по отоплению и освещению занимаемого жилого помещения в сельских поселениях вне зависимости от его размера;
  • 10) Гарантии и компенсации по оплате труда;
  • 11) Иные трудовые и социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации .

Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен достаточно обширный перечень прав и свобод педагогических работников, с целью повышения статуса данной профессиональной деятельности, улучшения условий труда и образовательного процесса в целом.

в чем разница между академическими и трудовыми правами педагогического работника и получил лучший ответ

Ответ от
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образо

Последние материалы сайта